ОБРАЗ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА​ В ПОДРОСТКОВОМ​ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ОБРАЗ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА​ В ПОДРОСТКОВОМ​ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Проблема эмоционального самочувствия молодежи является в​ современной психологической науке и практике весьма актуальной. В​ этом отношении важно исследовать не только уровень благополучия и удовлетворенности жизнью, но и представление молодых людей о счастье и о счастливом человеке, представленность и содержание этих образов в сознании, их специфику, в том числе обусловленную возрастными и гендерными характеристиками молодежи. В данной работе мы бы хотели привести фрагмент поискового исследования, направленного на изучение особенностей представлений о счастье у молодежи разного пола и возраста, одной из задач которого выступало определение отличительных особенностей счастливого и несчастливого человека. Выборка: 77 человек, из них 32 подростка (17​ мальчиков и 15 девочек от 14 до 16 лет) и 45 представителей юношеского возраста (25 юношей и 20 девушек от 17 до 24 лет). Метод сбора информации​ – анкетирование, обработки​ – частотный и сравнительный анализ. Все полученные нами факторы в портрете счастливого человека можно условно разделить на две группы​ – это внешне наблюдаемые, невербальные признаки и различные внутренние переживания и качества человека. Первую группу преимущественно составляют: улыбка (33​ %​ – мальчики, 59​ %​ – девочки, 34​ %​ – юноши, 55​ %​ – девушки); счастливый взгляд (27​ %​ – мальчики, 41​ %​ – девочки, 24​ %​ – юноши, 35​ %​ – девушки) и смех (20​ %​ – мальчики, 18​ %​ – девочки, 16​ %​ – юноши, 15​ %​ – девушки), которые называют представители всех изучаемых нами групп молодежи. При этом все испытуемые также называют доброту (20​ %​ – мальчики, 29​ %​ – девочки, 20​ %​ – юноши, 45​ %​ – девушки), подразумевая, что счастливому человеку свойственны «понимающее отношение к другим людям», «способность прощать» и «готовность прийти на помощь». А​ также указывают на общительность (33​ %​ – мальчики, 18​ %​ – девочки, 12​ %​ – юноши, 15​ %​ – девушки), которая включает в себя такие ответы, как «открытость» и «разговорчивость».

           Интересно, что мальчики в отличие от девочек считают, что счастливый человек отличается уверенностью в себе и своих силах, девочки чаще мальчиков и девушек выделяют в качестве отличительных особенностей счастливых людей «великодушие» и «щедрость», в то время как девушки чаще юношей ориентируются на доброту, и чаще девочек​ – на энтузиазм.
          Признаки несчастливого человека во многом являются обратными по сравнению с отличительными особенностями счастливых людей. В​ частности, улыбке противостоит ее отсутствие (27​ %​ – мальчики, 22​ %​ – юноши), блеску в глазах​ – пустой взгляд (20​ %​ – мальчики, 16​ %​ – юноши), общительности​ – замкнутость (20​ %​ – мальчики, 35​ %​ – девочки, 22​ %​ – юноши, 45​ %​ – девушки), энтузиазму​ – апатия (27​ %​ – мальчики, 16​ %​ – юноши, 20​ %​ – девушки). При этом девочки чаще мальчиков делают акцент на том, что несчастливого человека могут отличать не только чрезмерная плаксивость и слезы, но также раздражительность, грубость и злоба. В то время как мальчики не придают значения вышеупомянутым факторам и, прежде всего, указывают на отсутствие улыбки, «пустой» взгляд и апатию. В юности девушки по-прежнему продолжают значительно чаще юношей приписывать несчастным людям проявление грубости и злости, так​ ​ же, как и юноши продолжают значительно чаще девушек выделять в качестве основных показателей несчастья невербальные реакции: отсутствие улыбки и «пустой» взгляд. При этом апатия чаще отмечается девушками, нежели девочками, а на слезы заметно чаще ссылаются девочки. В то же время юноши придают раздражительности большее значение, нежели мальчики.
Таким образом, образы счастливого и несчастливого человека в​ представлениях мальчиков и юношей содержат такие признаки, как​ уверенность в себе и апатия соответственно. Те же образы, возникающие в представлениях девочек и девушек, оказались более дифференцированными и связаны с добротой, щедростью, энтузиазмом (для счастливого человека) и грустью, замкнутостью, раздражительностью, грубостью и злостью (для несчастливого).
            Однако все вышеперечисленные характеристики не являются доминирующими, т.​ к. согласно результатам, уступают в представлении большинства молодых людей, независимо от пола и возраста, различным невербальным показателям, таким, как наличие или отсутствие улыбки, смеха и счастливого взгляда.
           Маленова​ А.Ю., Федотова​ Е.Е. Образ счастливого человека в подростковом и юношеском возрасте// Внешний облик в различных контекстах взаимодействия: материалы Всероссийской научной конференции, 28–30 октября 2019 года / под общ. Редакцией П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской, Г.В. Серикова. – Москва: КРЕДО, 2019. – 266 с.
#фонд_президентских_грантов​ #проект_саморазвитие_личности​ #Ингушетия​ #Магас​ #психология​ #подростки​ #профессор_Ганиева​ #центр_психологической_помощи​ #АНО_ЦППиППР#Ингушетияназрань #ингушка#инг