Дисграфия, Оксана Матиева

В норме письменная речь начинает формироваться в младшем школьном возрасте. На начальных этапах показателем ее качества являются высокая техника чтения и орфографическая грамотность. При этом нужно понимать, что в отличие от устной письменная речь формируется только в процессе целенаправленного обучения. Определенное влияние на формирование письменной речи оказывают такие факторы, как правильность произношения звуков, их слуховая дифференциация, сформированность лексико-грамматического строя речи, навыки звукового анализа и синтеза, пространственные представления и т.д. При наличии у ребенка каких-либо нарушений хотя бы в одной из перечисленных функций появляется риск возникновения сложностей в процессе овладения письмом. 

Появление на письме многочисленных типичных ошибок стойкого характера, не регламентирующихся применением орфографических правил,  – признак дисграфии как специфического нарушения письменной речи. И если изначально дисграфия диагностировалась в основном у младших школьников, то в последнее время отмечается увеличение числа учащихся среднего и старшего звеньев, письмо которых характеризуется наличием единичных дисграфических ошибок, со временем приобретающих стойкий характер. Работу по предупреждению дисграфии следует начинать на первых этапах ее проявления.

В каких случаях следует говорить о дисграфии и обращаться к специалисту? Необходимость в коррекционном воздействии возникает в случае, если у ребенка младшего школьного возраста наблюдаются трудности с письмом, проявляющиеся в следующих недочетах:

  • смешения букв, обозначающих близкие по звучанию звуки;
  • многочисленные пропуски букв, перестановки букв и слогов;
  • нарушение членения текста на предложения, предложения на слова;
  • замены букв, сходных по начертанию, недописывание элементов букв,  неровный почерк, низкий темп письма;
  • зеркальное написание букв.

Как правило, такие дети не успевают по учебным предметам, в особенности по русскому языку. Однако стоит отметить,  что дисграфия – это не возрастное расстройство, и отсутствие внимания к трудностям, возникающим у ребенка, впоследствии способно усугубить проблемы в речевом его развитии, спровоцировав общее отставание от школьной программы. Именно поэтому уже после первого года обучения в школе необходима диагностика письменной речи, которая сможет определить наличие или отсутствие в письме ребенка дисграфических ошибок. По результатам диагностики логопед определяет вид дисграфии и планирует логопедическую работу по ее устранению.