Отказ от материнства

Отказ от материнства — нежелание женщины принять на себя социальную роль матери — тяжелейшее проявление экономического и духовного состояния общества. В РФ около полумиллиона сирот, находящихся на попечении государства, из них 95% — это сироты при живых родителях (так называемые «социальные сироты»), лишенные закрепленного в Конвенции ООН по правам ребенка права на семью. Около 1% становятся сиротами уже в первые часы жизни вследствие отказа от них матерей в роддомах (ежегодно в РФ от детей отказывается около 20 тыс. матерей; в домах ребенка Москвы таких детей — около половины, 10% — это дети подкидыши; при этом если 20 лет назад усыновлялось около 50%, то в настоящее время — единицы, хотя процесс усыновления — очень ответственная процедура и очень часто встречаются различные негативные последствия усыновления).


Традиции общественного сознания определяют крайне негативное отношение к матери, отказывающейся от своего ребенка; в родильных домах такая родильница подвергается мощному прессингу, принуждающих её изменить драматическое решение. Моральное давление заставляет многих женщин вынашивать нежелательную беременность, что приводит в 40% случаев к рождению недоношенных детей (9-10% в популяции), более 2/3 которых и до родов и во время них получают мозговые повреждения различной степени тяжести. После рождения ребенка, такая женщина на биологические последствия нежелательной беременности накладывает негативное отношение к сознательно или бессознательно отвергаемому ребенку и последствия решения оставить у себя нелюбимого ребенка сказываются практически в течение всей жизни обоих. В случаях такой ситуации, особенно при отягощении материально-бытовыми проблемами и асоциальным окружением, нередко отказ от ребенка является более предпочтительной альтернативой.


Поводы и причины отказа от новорожденных чрезвычайно разнообразны. Возникновение отказов от материнства обусловлено сложным взаимодействием социально-экономических, семейных, нравственных, психобиологических и патологических факторов. Наиболее высока распространенность отказа от новорожденных среди:

* незамужних женщин​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

*женщин из семей с низким матер. достатка

* не имеющих постоянного жилья​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

* среди несовершеннолетних и учащихся
* лиц с криминальным прошлым​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​

* среди выпускниц сиротских учреждений.


Именно эти наименее социально защищенные группы женщин особенно подвержены психологическим стрессам, депрессивным состояниям в период беременности, а также другим формам психической патологии, в том числе алкоголизму и наркомании, т.е. таким нарушениям, которые сами по себе могут изменять мировоззрение женщины, порождать неуверенность в своих силах, чувство утраты перспективы, неверие в завтрашний день и тем самым способствовать отказу от материнства.
Психологическое тестирование женщин, отказавшихся от новорожденных в родильных домах, обнаруживает у них эмоциональную психологическую незрелость, неготовность к браку в силу эмоциональной неустойчивости и эгоцентризма. Обычно эти женщины, которые в детстве сами подвергались психологической депривации и агрессии или которым не удалось решить свои детские и пубертатные конфликты. Такие лица бывают сосредоточены лишь на своих проблемах, для них характерно наличие чувства пережитой несправедливости и недостатка любви. Иногда у них видна чрезмерная зависимость от собственной матери или отца. У некоторых можно усмотреть явное и, возможно, неосознанное стремление ко всё новым эмоциональным переживаниям, что часто ведет к многочисленным сексуальным связям, которые, из-за незрелости личности они не способны продолжать и в которых не находят эмоционального удовлетворения. По-видимому, личностная незрелость, неготовность воспринимать новую социальную роль и являются важнейшими психологическими факторами, формирующими аномальную материнскую мотивацию.
С клинической точки зрения эти проявления часто можно рассматривать как нарушения личности (или, как минимум, те или иные психопатические черты характера).
Процесс принятия решения отказаться от новорожденного, как правило, начинается задолго до рождения ребенка. В это время женщины обычно переживают тяжелый психологический кризис, имеющий в разных случаях разное содержание, однако общим для всех является борьба мотивом: инстинктивное стремление к материнству и давлению общественной морали противодействует неверие в свои силы и возможности, ощущение неспособности и нежелания преодолевать жизненные трудности, отсутствие материальных условий, ощущение утраты (или угрозы утраты) социальной поддержки (не женится, родители откажутся). Решающим является убежденность, что рождение ребенка может стать угрозой для реализации собственных социальных устремлений или, напротив, ощущение, что мать сама (а через неё и всё окружение) являются угрозой для благополучия и даже жизни собственного ребенка.


У многих женщин принятие решения отказаться от своего ребенка сопровождается ощущением психического напряжения, чувством вины и собственной греховности. В подобных случаях поведение женщин во время беременности можно рассматривать как своеобразную форму психологической защиты.
В одних случаях — это рационализм. При этом женщина привлекает для самозащиты множество реалистических или малореалистических доводов, которые, с её точки зрения, оправдывают планируемый отказ от материнства. Резко снижается или вообще отсутствует способность видеть и рассматривать иные варианты выхода из кризиса. Одновременно преувеличиваются собственные отрицательные физические и моральные качества, гипертрофируются материальные и семейные затруднения. Заранее игнорируется помощь других членов семьи и знакомых. Попытки рационально обсудить иные варианты, как правило, неэффективны из-за интенсивности эмоциональных переживаний и их ригидности и могут вызвать обиду, непонимание, агрессию.
В других случаях преобладают механизмы вытеснения — когда женщина, остро пережившая первый эмоциональный шок от осознания нежелательности беременности, постепенно как бы «забывает», что она беременна. Очень часто такая женщина ведет прежний, а иногда и более активный образ жизни, в т.ч. много переезжает из города в город, алкоголизируется, курит, предается сексуальным эксцессам. При этом часто исчезают субъективные признаки беременности, игнорируется шевеление плода. Женщина почти всю беременность чувствует себя «хорошо», перестает предвидеть очевидные события, планировать свою жизнь, в частности, не делает аборт при нежелании иметь ребенка. После рождения такие женщины часто амбивалентны к ребенку, могут на время принимать и прикладывать его к груди, искать сочувствия и поддержки.
Несколько иная психологическая защита демонстрируется в тех случаях, когда женщина, будучи с самого начала не мотивированной на вынашивание, роды и материнство на протяжении всей беременности буквально игнорирует своего будущего ребенка. Уже заранее она относится к нему безразлично, как к ненужной вещи, не включает его в сферу своего самосознания. Часто такие женщины вынашивают беременность только потому, что знают — «аборт вреден для здоровья».
Иногда на первый план выступают механизмы проекции. В этом случае для женщины ребенок буквально становится воплощением всего того зла, которое, как она считает, незаслуженно получила от жизни, в первую очередь, от отца ребенка. В психоаналитической литературе перенос на ребенка ненависти, испытываемой по отношению к его отцу, получил название «комплекса Медеи». Характерны упорные попытки прервать беременность, даже на поздних стадиях, иногда подвергая себя серьезной опасности. В фантазиях ребенок предстает уродливым, крайне безобразным. С рождением ребенка связывается полный жизненный крах. Главные эмоции таких женщин по отношению к новорожденному — брезгливость, отвращение и даже ненависть.
Как вариант проекции можно рассматривать случаи, когда отказ от ребенка мотивируется утратой любви и ощущением полного безразличия к нему по мере исчезновения любовных чувств к отцу ребенка.
Приведенные формы психологической защиты в реальности могут проявляться у одной и той же женщины как в чистом виде, так и в сочетании.
Причина девиантного материнства часто коренится в драме взаимоотношений » отказницы» и её собственной матери. Девиантная мать отвергалась своей матерью с детства. Эта материнская депривация сделала невозможным процесс идентификации с матерью как на уровне психологического пола, так и на уровне формирования материнской роли. Ведущая потребность женщины с девиантным материнским поведением — получить любовь и признание своей родной матери. Такая потребность приводит к эмоциональной зависимости от матери и во многом блокирует личностный рост женщины, не позволяя ей самой в будущем стать матерью.

Вывод: для формирования нормального материнского поведения необходима идентификация с матерью и затем на этой основе — эмоциональная сепарация.

 

Роза Ганиева


Дисграфия, Оксана Матиева

В норме письменная речь начинает формироваться в младшем школьном возрасте. На начальных этапах показателем ее качества являются высокая техника чтения и орфографическая грамотность. При этом нужно понимать, что в отличие от устной письменная речь формируется только в процессе целенаправленного обучения. Определенное влияние на формирование письменной речи оказывают такие факторы, как правильность произношения звуков, их слуховая дифференциация, сформированность лексико-грамматического строя речи, навыки звукового анализа и синтеза, пространственные представления и т.д. При наличии у ребенка каких-либо нарушений хотя бы в одной из перечисленных функций появляется риск возникновения сложностей в процессе овладения письмом. 

Читать далее





МЫ ЗАПУСКАЕМ НОВЫЙ ЭТАП В НАШЕЙ РАБОТЕ!!!

21 марта неимоверными усилиями команды Центра и с помощью наших друзей Магомед Тачиев , Зарема Амерханова, Магомет МатиевAkhmed Buzurtanov и наших любимых волонтеров мы организовали праздник для наших детей «Дети солнца в солнечной Ингушетии!»
Сегодня мы начинаем организацию летнего праздника для детей-участников нашего проекта «Солнце в каждом взгляде!»
Найти возможность осуществить эту идею нам поможет в этот раз еще и краудфандинг. ЧТО ЭТО? )))) Это самое настоящее «народное финансирование», самое теплое. Тысячи проектов во всем мире уже получили поддержку, и это новое веяние которое популярно во всем мире, где за поддержку ты еще в дополнение можешь получить приятный бонус.
Теперь мы тоже решили воспользоваться такой возможностью. Для этого Мы зарегистрировались на краудфандинговой платформе Planeta.ru, где уже со всей России размещены проекты и истории успеха добавляют нам надежды, что у нас тоже получится )))
Мы уже оформили и разместили наш проект https://planeta.ru/campaigns/39939 . И если вы хотите помочь нам создать праздник для детей с подарками, театрализованным представлением, праздничной атмосферой, то мы ждем от вас этой помощи с благодарностью и теплотой.
Сделаем мир теплее и светлее ВМЕСТЕ!

https://planeta.ru/campaigns/39939

крау


Семинар «ПСИХОТРАВМАТОЛОГИЯ» от психологов из Германии

Ведущие:

Райшат Идрисовна Льянова, кандидат  медицинских  наук, врач-психотерапевт высшей категории, врач-социолог высшей категории, психотравматерапевт, супервизор, главный врач психосоматической клиники г. Пульснитц (Германия).

Марина Владимировна Цельмина, кандидат психологических наук, психотерапевт, психотравматерапевт, член немецкого пcихотравматологического общества, психолог-психотерапевт отделения психотравматерапии Университетской клиники г. Дрездена (Германия).

На программу приглашаются: практикующие психологи, психотерапевты, медицинские работники и др. специалисты, желающие получить навыки и освоить техники травматерапии.

В программе:

— Предотвращение повторения травматизации.

— Особенности травматизации в ситуации острой травмы. Первый контакт.

— Дифференциальная диагностика травматизации: диагностические критерии, обзор методов диагностики.

— Работа с  регуляцией аффекта, обучение саморегуляции аффектов, отношениям и социальной компетенции. Работа с внутренними и межперсональными ресурсами. Техники переориентации. Техники работы с повторяющимися воспоминаниями, переживаниями и визуальными образами.

— Когнитивные техники: проработка и изменение патологических когнитивных стереотипов, работа с чувством вины, стыда, тошнотой и другими эмоциональными состояниями.

— Гипнотическо-иммагинативные техники дистанцирования и мобилизации внутренних ресурсов. (Иммагинативные упражнения и техники, Screentechniken).

— Направленные техники с работой по регуляции аффектов. Работа с самоповреждающими действиями (Skillstraining). Действия в остром дестабилизированном состоянии (список действий).

Формы работы: мини-лекции; демонстрационные сессии; обсуждение и разбор практических ситуаций; возможна работа по индивидуальным запросам участников; супервизия.

 

Стоимость участия: 12500 руб.

ВНИМАНИЕ! Все участники курса получают сертификат, который может рассматриваться как курс повышения квалификации и учитываться при аттестации специалиста.психолог..психолог...



В Центре открыт кружок «Волшебные шашки»

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы — чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку  тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы!

Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.

Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия,  настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» (Рауль Капабланка, выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца).

Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».

Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети — это залог будущего процветания нашей страны.

В шашках ребёнок учится реагировать на поражение. Анализируя свои ошибки, он будет стремиться  принимать правильное решение, не поддаваться унынию. Именно это понадобится ему, когда он пойдёт в школу, что доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте.DSC_0408DSC_0408DSC_0397DSC_0407DSC_0394DSC_0392DSC_0398


Логопедические занятия в средней и старшей группах. Баркинхоева Хади Р.

Задержка речевого развития является одной из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна. Овладение элементарными навыками разговорной речи у детей довольно часто запаздывает. Обычно умение говорить развивается позже, чем умение воспринимать речь. Ребенку с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, долго не дифференцируются звуки окружающей речи, плохо усваиваются новые слова и словосочетания. Кроме того, слабая мускулатура рта и языка физически затрудняют произношение слов.

В связи с этим начальная логопедическая работа с детьми с синдромом Дауна была разделена на следующие этапы:
Первый этап — обследование состояния речевого аппарата, выявление уровня развития речевой функции, умение понимать обращенную речь, состояние общей и мелкой моторики;
Второй этап — обучение групповому взаимодействию, привлечение внимания, развитие усидчивости, заинтересованности и сосредоточенности на выполняемых заданиях;
Третий этап — логопедические занятия. Занятия строились с учетом особенностей развития речи и когнитивной сферы детей.
Логопедическое обследование детей проводилось в начале года, и были диагностированы дети старшей и средней группы с синдромом Дауна. При обследовании использовались методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, различные методические пособия диагностики речевых способностей, фонематических функций, психических процессов, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.
Анализ данных обследования состояния импрессивной и экспрессивной речи позволяет выделить ОНР у всех детей старшей и средней групп. Также наблюдаются анатомические и физиологические особенности строения речевого аппарата, дизартрические и апраксические компоненты.
Логопедические занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
В задачи групповой работы входит развитие артикуляционного аппарата, дыхания, фонематического восприятия, вызывание звука, а также развитие графомоторных навыков. Логопедические занятия начинаются с гимнастики: артикуляционной, мимической и дыхательной, сопровождаются вокально-голосовыми упражнениями. На занятиях большое внимание уделяется подготовке артикуляционного аппарата к постановке и правильному произнесению различных звуков, вызываются отдельные звуки: от звуков раннего онтогенеза до более сложных. Работа направлена и на обогащение пассивного словарного запаса, формирование мелодико-интонационной стороны речи детей. По завершению логопедического занятия дается домашнее задание, обязательное выполнение которого является важным условием для успешного закрепления знаний и получения хороших результатов в работе.
Новые знания дети с синдромом Дауна усваивают крайне медленно, в результате многократных повторений. Соответственно, занятия несут итеративный характер.
На индивидуальных занятиях, с учетом особенностей каждого ребенка, проводится стимулирующий или расслабляющий логопедический массаж. Массаж существенно изменяет состояние мышечной системы, улучшает функцию лимфатических сосудов, повышает эластичность мышечных волокон, силу и объем их сократительной функции. Применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.
У детей посещающих занятия отмечена положительная динамика усвоения знаний и навыков разной степени выраженности. Эффективность проводимой работы была отмечена родителями и специалистами, а также отслежена в ходе наблюдения и диагностического исследования. Значительно улучшилось состояние речевого аппарата, звукопроизносительная сторона речи, пространственная ориентировка, мелкая моторика.
Периодически ведется просветительская и консультативная работа с родителями детей с синдромом Дауна. В ходе консультирования родителям предлагаются результаты логопедических обследований их ребёнка, обозначаются проблемы речевого развития и семейного воспитания, даются конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем. Родители проинформированы по интересующим их вопросам: артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, выполнение домашнего задания, речевые игры дома.

Статья Баркинхоевой Хади Р.

Скачать файл