РАЗМЕЩЕНИЕ СЕЛФИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ ИЛИ КОМПЕНСАЦИЯ?

    РАЗМЕЩЕНИЕ СЕЛФИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ ИЛИ КОМПЕНСАЦИЯ?
            Массовое распространение привычки регулярно делиться своими фотографиями принято связывать с включением современных технологий в ежедневную деятельность человека. Но при равной доступности смартфонов и подобных им устройств одни молодые люди увлекаются публикацией селфи на уровне зависимого поведения, другие выкладывают свои фотографии время от времени, а третьи не делают этого никогда.
Исследования последних лет показывают, что сетевая активность респондентов связана как с их полом и возрастом, так и с рядом личностных характеристик, например, с чертами «темной триады»: нарциссизмом, макиавеллизмом и психотизмом (например, Fox & Rooney, 2015). На уровне обыденного знания существуют разнообразные и иногда противоречащие друг другу стереотипы о том, что чрезмерное увлечение селфи связано с эгоцентризмом, с неуверенностью в себе, со стремлением к самоутверждению, с избытком свободного времени, с актуальной модой и т. д. Нас заинтересовал вопрос о том, существует ли связь между количеством выкладываемых в сеть фотографических автопортретов и просмотров откликов на них и удовлетворенностью своей внешностью, а также с оценками социальной поддержки, т. е. не является ли частое обращение к виртуальной аудитории компенсацией проблем в реальной жизни.
В исследовании приняло участие 85 человек в возрасте от 18 до 44 лет, 86 % женщин, студенты-психологи, получающие первое или второе высшее образование. В работе были использованы:
1)​ сконструированный нами опросник, направленный на выяснение причин, по которым респонденты делают свои фотографии и публикуют их в социальных сетях, а также представлений о причинах, по которым это делают их ровесники;
2) опросник социальной поддержки SOZU-22;
3)​ анкета, включающая социально-демографические вопросы, информацию о количестве онлайн и офлайн друзей, сетевом поведении респондентов, а также об их самооценке привлекательности.
Статистический анализ полученных данных не подтвердил наше предположение об обратной связи между количеством селфи и удовлетворенностью своей внешностью и социальной поддержкой.
           Частота публикации селфи и просмотров лайков положительно коррелируют с общим баллом по опроснику социальной поддержки (p < 0,05). При сравнении с помощью критерия Манна-Уитни групп респондентов, выкладывающих свои фотографии в сеть чаще двух раз в неделю и реже, чем один раз в неделю, оказалось, что именно регулярно публикующие селфи люди отмечают и большую удовлетворенность социальной поддержкой (р < 0,05), у них больше онлайн и офлайн друзей (р < 0,01), они чаще просматривают отклики на свои фотографии (p < 0,0001). Было также выявлено, что респонденты, высоко оценивающие свою привлекательность, несколько чаще публикуют селфи, имеют большее количество друзей или подписчиков в социальных сетях (p = 0,017), отмечают большую удовлетворенность социальной поддержкой (p = 0,020), более высокую эмоциональную поддержку (p = 0,037), в то же время они в меньшей степени признают, что делают селфи с целью соответствовать групповым нормам.
Чем больше расхождение между реальной и идеальной привлекательностью, тем ниже респонденты оценивают удовлетворенность социальной поддержкой. Указывая, что хотели бы иметь больше друзей, они в большей степени соглашаются с тем, что выкладывают селфи для того, чтобы соответствовать стандартам социальной группы: «все так делают», «не хочу быть белой вороной», и приписывают этот же мотив своим ровесникам.
Таким образом, полученные данные опровергают представление о том, что избыточная частота публикации фотографий в социальных сетях свидетельствует о проблемах с общением в реальной жизни. У людей, регулярно выкладывающих селфи и просматривающих реакцию окружающих на свои фотографии, больше и реальных, и сетевых друзей, они чувствуют эмоциональную поддержку со стороны окружающих и отмечают удовлетворенность социальной поддержкой в целом.
Никитина Е.А. Размещение селфи в социальных сетях: одна ихз форм общения или компенсация?//Внешний облик в различных контекстах взаимодействия: материалы Всероссийской научной конференции, 28–30 октября 2019 года / под общ. Редакцией П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской, Г.В. Серикова. – Москва: КРЕДО, 2019. – 266 с.

ОБРАЗ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА​ В ПОДРОСТКОВОМ​ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

ОБРАЗ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА​ В ПОДРОСТКОВОМ​ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Проблема эмоционального самочувствия молодежи является в​ современной психологической науке и практике весьма актуальной. В​ этом отношении важно исследовать не только уровень благополучия и удовлетворенности жизнью, но и представление молодых людей о счастье и о счастливом человеке, представленность и содержание этих образов в сознании, их специфику, в том числе обусловленную возрастными и гендерными характеристиками молодежи. В данной работе мы бы хотели привести фрагмент поискового исследования, направленного на изучение особенностей представлений о счастье у молодежи разного пола и возраста, одной из задач которого выступало определение отличительных особенностей счастливого и несчастливого человека. Выборка: 77 человек, из них 32 подростка (17​ мальчиков и 15 девочек от 14 до 16 лет) и 45 представителей юношеского возраста (25 юношей и 20 девушек от 17 до 24 лет). Метод сбора информации​ – анкетирование, обработки​ – частотный и сравнительный анализ. Все полученные нами факторы в портрете счастливого человека можно условно разделить на две группы​ – это внешне наблюдаемые, невербальные признаки и различные внутренние переживания и качества человека. Первую группу преимущественно составляют: улыбка (33​ %​ – мальчики, 59​ %​ – девочки, 34​ %​ – юноши, 55​ %​ – девушки); счастливый взгляд (27​ %​ – мальчики, 41​ %​ – девочки, 24​ %​ – юноши, 35​ %​ – девушки) и смех (20​ %​ – мальчики, 18​ %​ – девочки, 16​ %​ – юноши, 15​ %​ – девушки), которые называют представители всех изучаемых нами групп молодежи. При этом все испытуемые также называют доброту (20​ %​ – мальчики, 29​ %​ – девочки, 20​ %​ – юноши, 45​ %​ – девушки), подразумевая, что счастливому человеку свойственны «понимающее отношение к другим людям», «способность прощать» и «готовность прийти на помощь». А​ также указывают на общительность (33​ %​ – мальчики, 18​ %​ – девочки, 12​ %​ – юноши, 15​ %​ – девушки), которая включает в себя такие ответы, как «открытость» и «разговорчивость».

           Интересно, что мальчики в отличие от девочек считают, что счастливый человек отличается уверенностью в себе и своих силах, девочки чаще мальчиков и девушек выделяют в качестве отличительных особенностей счастливых людей «великодушие» и «щедрость», в то время как девушки чаще юношей ориентируются на доброту, и чаще девочек​ – на энтузиазм.
          Признаки несчастливого человека во многом являются обратными по сравнению с отличительными особенностями счастливых людей. В​ частности, улыбке противостоит ее отсутствие (27​ %​ – мальчики, 22​ %​ – юноши), блеску в глазах​ – пустой взгляд (20​ %​ – мальчики, 16​ %​ – юноши), общительности​ – замкнутость (20​ %​ – мальчики, 35​ %​ – девочки, 22​ %​ – юноши, 45​ %​ – девушки), энтузиазму​ – апатия (27​ %​ – мальчики, 16​ %​ – юноши, 20​ %​ – девушки). При этом девочки чаще мальчиков делают акцент на том, что несчастливого человека могут отличать не только чрезмерная плаксивость и слезы, но также раздражительность, грубость и злоба. В то время как мальчики не придают значения вышеупомянутым факторам и, прежде всего, указывают на отсутствие улыбки, «пустой» взгляд и апатию. В юности девушки по-прежнему продолжают значительно чаще юношей приписывать несчастным людям проявление грубости и злости, так​ ​ же, как и юноши продолжают значительно чаще девушек выделять в качестве основных показателей несчастья невербальные реакции: отсутствие улыбки и «пустой» взгляд. При этом апатия чаще отмечается девушками, нежели девочками, а на слезы заметно чаще ссылаются девочки. В то же время юноши придают раздражительности большее значение, нежели мальчики.
Таким образом, образы счастливого и несчастливого человека в​ представлениях мальчиков и юношей содержат такие признаки, как​ уверенность в себе и апатия соответственно. Те же образы, возникающие в представлениях девочек и девушек, оказались более дифференцированными и связаны с добротой, щедростью, энтузиазмом (для счастливого человека) и грустью, замкнутостью, раздражительностью, грубостью и злостью (для несчастливого).
            Однако все вышеперечисленные характеристики не являются доминирующими, т.​ к. согласно результатам, уступают в представлении большинства молодых людей, независимо от пола и возраста, различным невербальным показателям, таким, как наличие или отсутствие улыбки, смеха и счастливого взгляда.
           Маленова​ А.Ю., Федотова​ Е.Е. Образ счастливого человека в подростковом и юношеском возрасте// Внешний облик в различных контекстах взаимодействия: материалы Всероссийской научной конференции, 28–30 октября 2019 года / под общ. Редакцией П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской, Г.В. Серикова. – Москва: КРЕДО, 2019. – 266 с.
#фонд_президентских_грантов​ #проект_саморазвитие_личности​ #Ингушетия​ #Магас​ #психология​ #подростки​ #профессор_Ганиева​ #центр_психологической_помощи​ #АНО_ЦППиППР#Ингушетияназрань #ингушка#инг


СПЕЦИФИКА ВОСПРИЯТИЯ ВНЕШНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ


В рамках современной культуры все больше повышается значимость внешнего облика в социальной жизни людей. Физическая аттракция, т. е. внешняя привлекательность или непривлекательность становится одним из значимых факторов, влияющих на поведение людей в различных сферах жизни: реклама, трудоустройство, брак. Естественно, подрастающее поколение не может не замечать данную тенденцию. Однако восприятие внешности у подростков и юношей, на наш взгляд, отличается от такового у взрослых лиц. Уделим этой специфике внимание. При этом под внешностью мы понимаем совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению (Лабунская В.А., 2006). Наиболее острая, доходящая до депрессивных состояний, реакция больных на кожные заболевания диагностирована именно у подростков и юношей (Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф., 2005). Восприятие своей внешности как непривлекательной приводит к угасанию мотивов деятельности и общения: потере интереса к учебе, сужению круга контактов. Следовательно, мы можем заключить, что внешность для подростков и юношей имеет большее значение, нежели для лиц младшего или старшего возрастов.
             Еще одна специфика в восприятии внешности подростками и юношами заключается в меньшей дифференцированности ее от личностных особенностей, достижений человека. Распространяющийся в настоящее время стереотип «что красиво, то хорошо» в большей степени присущ именно подросткам и юношам. Обратимся к исследованиям проблемы «красивое значит хорошее, или хорошее значит красивое» Р. Фелсоном и Дж. Борнштедтом. Они просили школьников назвать трех самых красивых учеников, самых умных и самых успешных в спорте. В итоге оказалось, что детей более умных и спортивно-развитых их одноклассники считают более красивыми. Таким образом, авторы установили факт интегрированности оценок внешней аттрактивности и способностей (академических и физических) у школьников (Фелсон Р., Борнштедт Дж., 1979). Д. Хамермеш и Э. Паркер исследовали взаимосвязь внешности студентов и их оценок. Они установили, что студенты склонны считать красивых людей более умными, и поэтому заслуживающими более высоких оценок. Однако интересен факт того, что студенты, которых преподаватели считают обладателями более аттрактивного внешнего облика, получают более высокие учебные оценки (Хамермеш Д., Паркер Э., 2005). На наш взгляд, это может быть связано не только с тем, что восприятие внешности и умственных способностей и у ряда взрослых может быть не до конца дифференцируемо, но и с тем, что студенты с внешней привлекательностью ведут себя более уверенно во время сдачи экзаменов.
             В исследовании девушек, которые обращались по поводу коррекции своей внешности, было установлено, что они не представляют возможным повышение всех составляющих качества жизни без изменения определенных, по их мнению, дефектных черт внешности (Харевич Н.Р., Тищенко Е.М., Бутевич Ю.В., 2010). Отсюда следует, что внешность в восприятии девушек интегрирована с целым набором личностных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков. Таким образом, спецификой восприятия внешности у подростков и юношей в сравнении с взрослыми людьми является ее большая значимость и интегрированность с личностными характеристиками и учебно-профессиональными достижениями. Причины обозначенных особенностей восприятия внешности у подростков и юношей видятся нами в продолжающемся становлении самосознания, формировании дифференцированной самооценки, а также в воздействиях социальной, в том числе образовательной и воспитательной сред. При распространении мнений «красота приносит успех» или «опрятный человек – хороший человек» внешность будет интегрирована и смешана с другими элементами личности. Считаем, что психологическое сопровождение молодежи в вопросах восприятия внешности должно строиться в русле развития его дифференциации от иных личностных образований и достижений, что позволит предотвращать искажения, связанные с чрезмерной заботой о внешности при игнорировании других значимых сфер. Тимофеева О.В., Чуйкова Е.В. Специфика восприятия внешности у подростков и юношей//Внешний облик в различных контекстах взаимодействия: материалы Всероссийской научной конференции, 28–30 октября 2019 года / под общ. редакцией П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской, Г.В. Серикова. – Москва: КРЕДО, 2019. – 266 с.

И осталась дверь дома открытой…


Представьте себе ситуацию: два или три десятка человек из числа родственников пропавших без вести, близко знакомых друг с другом, разбиваются на пары и задают друг другу единственный вопрос, постоянно его повторяя: «Чего ты хочешь?»
Казалось бы, простой вопрос…
Это групповое упражнение вызывало сильнейшие чувства у участников.
Женщины (да, почему-то только женщины) были на этом тренинге – матери, сестры, дочери, жены, племянницы пропавших без вести во время конфликта в Пригородном районе и в г. Владикавказ осенью 1992 года…
Отчаявшиеся, но решительные, стойкие, сильные и мужественные – они были потрясены до глубины души.
Отвечая на этот вопрос, они обращались к тем, кого потеряли много
лет назад.
«Если бы мои сыновья были бы со мной, моя жизнь была бы совершенно другой!»
«Я хочу встретиться со своим отцом!»
«Сегодня моему отцу было бы 93 года, если бы он был жив!»
«Я всей головой, душой, телом ушла в проблему розыска, всё остальное в этой жизни уже не важно. Может быть потому, что у меня нет семьи…»
«Я не хочу, чтобы моим детям доставалось вот это, очень не хорошее прошлое. Я бы сделала все, чтобы вообще не было войны, чтобы каждый, где хотел, там и жил!»
Из книги Р.Х. Ганиевой «Посттравматический рост — путь исцеления родственников пропавших без вести». #конфликт_осени_1992_года #траур#родственники_без_вести_пропавших #неопределенная_потеря#психология#поттравматический_рост #розыск#Ингушетия #Пригородный_район#Владикавказ


И все же, что такое «любовь»?

Слово «любовь», как и многие другие слова, используется очень широко и не всегда в одном и том же смысле. Некоторые психологи считают, что любовь схожа с Австро-Венгерской империей, так как под одной «шапкой» собрано множество достаточно трудно-совместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений. Эрих Фромм пишет, что «вряд ли какое-нибудь слово окружено такой бесмысленностью и путаницей, как слово «любовь». Но вопреки всей этой путанице и принятию желаемого за должное, любовь представляет собой весьма специфическое чувство; и хотя каждое человеческое существо обладает способностью любить, осуществление ее — одна из труднейших задач.
Участники нашего проекта «Саморазвитие личности» при исследовании чувства любви отметили, что любовь — это счастье, радость, новые идеи, чувство сопричастности, но в то же время, по мнению подростков, это разбитое сердце, зависимость, грусть, страдания, смерть. А один из школьников даже написал, что «ради любви можно умереть».
И все же, что такое «любовь»?
#фонд_президентских_грантов​ #проект_саморазвитие_личности​ #Ингушетия​ #Магас​ #психология​ #подростки​ #профессор_Ганиева​ #центр_психологической_помощи​ #АНО_ЦППиППР#ингушетияназрань #ингушка #инг


Очередной отчет по работе в проекте «Страна добра — детям солнца!»

Наши дети! Маленькие люди на большой планете!
Очередной отчет по работе в проекте «Страна добра — детям солнца!», на данном этапе осуществляется за счет собственных средств организации.
Наши дети! Маленькие люди на большой планете!
#Центр_психологической_помощи #центр_развития #Магас #Ингушетия#синдром_Дауна #солнечные_дети #особенный_ребенок#социальная_адаптация #интеграция #реабилитация #дошкольники#психолог #логопед_дефектолог #педагог#дети_с_ментальными_нарушениями #дети_Солнца #дети_Добра


Презентация книги «Посттравматический рост – путь исцеления родственников без вести пропавших» Ганиева Р.Х., кандидат психологических наук.

В Ингушском научно-исследовательском институте гуманитарных наук имени Ч.Э. Ахриева состоялась презентация научного исследования, выполненного на базе АНО «ЦПП и ППР». Книга называется «Посттравматический рост – путь исцеления родственников без вести пропавших».
Автор книги – СНС отдела этнологии ИнгНИИ, Ганиева Р.Х., кандидат психологических наук.

 

Фото мероприятия

 

 


ПОДРОСТОК — МАРГИНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Маргиналами называют не тех, кто живет за рамками, как бы на полях рукописи, за скобками, а тех, кто имеет неопределенное социальное положение. Подросток еще не взрослый, но уже не ребенок, он почти не школьник, но еще не рабочий или студент. Родители с каждым днем отдаляются все больше, а своя семья — когда еще она будет и будет ли вообще?

Подростковый возраст — период развития детей от 11 — 12 до 15—16 лет. Его еще именуют переходным возрастом, так как он характеризуется пере-ходом от детства к взрослости. Границы достаточно условны, некоторые специалисты считают, что он длится до 16—18 лет. По уровню и характеру психического развития это типичная эпоха детства. С другой стороны, под-росток находится на пороге взрослой жизни и испытывает потребность в самостоятельности, признании со стороны взрослых его прав и возможно-стей. Шестнадцатилетний подросток — уже не ребенок, но еще не взрослый. Он не удовлетворяется пассивной ролью опекаемого, но еще не созрел для ответственных решений. Он легко идеализирует окружающих людей и от-ношения с ними, но быстро в них разочаровывается, как только обнаруживает их несоответствие своему идеалу.

МАРГИНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК — это человек, который находится на пересечении двух культур, обществ, групп или переходит из одной в другую.

Взрослые часто продолжают относиться к подростку как к ребенку. Двойственное положение подростка приводит к различным осложнениям и даже межличностным конфликтам, которые выражаются в форме протеста подростка.

Согласно К. Левину, создателю знаменитой теории поля, юность является переходным периодом: подросток частично принадлежит к группе детей, а частично — к группе взрослых. Поэтому родители, учителя и об-щество в целом не знают, как к нему относиться — то ли как к взрослому, то ли еще как к ребенку. В одних случаях к подросткам относятся как к детям, а в других — как к взрослым. Некоторые детские формы поведения для под-ростка уже неприемлемы. В то же время взрослые формы поведения еще не разрешены или разрешены, но незнакомы ему. Подросток находится в со-стоянии «социального перемещения», переходя в область неструктурирован-ного социального и психологического.

В период детства и взрослости «взрослый» и «ребенок» рассматриваются как относительно изолированные группы. Причем каждый отдельно взятый ребенок или взрослый уверен в том, что принадлежит к соответствующей группе. Подросток принадлежит к группе, которую можно рассматривать как область пересечения групп детей и взрослых, принадлежащую к обеим из них, или как область, стоящую между ними и не включенную ни в ту, ни в другую группу. На основании этого психологи считают, что подросток является маргинальным человеком.

Маргинальность подростка выражается в том, что иногда он действует скорее как ребенок, особенно когда хочет избежать взрослой ответственности, а иногда — скорее как взрослый и претендует на права взрослого. Подросток находится в состоянии перемещения, переходя из одной возрастной группы в другую. Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные и ответственные задачи, которые по плечу взрослым, он еще не умеет. Если мальчик крупной комплекции, то незнакомые люди могут принять его за юношу и даже обратиться на «Вы». Но, вглядевшись, они несколько смущаются: личико у него еще детское. Девочку, не по годам рослую, взрослые мужчины могут воспринимать как возможную невесту или сексуального партнера. Она выглядит почти как взрослая женщина, хотя еще очень юная.

Для получения статуса (прав и обязанностей) взрослого нужно не только отделиться от родителей, но и принять на себя новую социальную ответственность. Как раз то, чего подросток еще не научился делать.

Если в древнем обществе вступление во взрослую жизнь происходило сравнительно рано, то в современном оно запаздывает и растягивается на долгое время. В течение этого срока права и обязанности подростков, как правило, четко не определены. Исследования показали, что подростки получают чувство удовлетворения, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости.

О «промежуточности», или маргинальном положении подростков в жизни говорят сегодня все специалисты в области детской педагогики, в том числе и самые авторитетные, как доктор Дж. Добсон: «Они еще не могут пользоваться теми привилегиями, которые дает человеку статус взрослого, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве. Посмотрите, в каком затруднительном положении оказывается обычный подросток в возрасте 14—15 лет. Из-за того, что он «слишком молод», для него остаются запретными все привилегии, радости и удовольствия взрослых, которые так широко рекламируются. Подростку не разрешается водить машину, жениться, выпивать, курить, поступать на службу или уходить из дома. Ему отказано в удовлетворении его сексуальных желаний в то время, как они его прямо-таки распирают. Единственное, что ему позволено, — это торчать в школе и зубрить скучные учебники»(1).

 

Переходный возраст — это время освобождения детей от опеки родителей. Эмансипация может быть:

♦ эмоциональной — вместо теплоты и ласки появляются холодность и демонстративное дистанцирование (взрослеющий сын стесняется ходить рядом с матерью, целоваться и обнимать ее); любовь к матери заменяется для подростка любовью к девушке;

♦ поведенческой, проявляющейся в намеренном игнорировании требований родителей, стремлении делать все по-своему, наперекор и

вопреки;

♦ ценностно-нормативной, показывающей то, что отныне подросток больше ориентируется на идеалы и принципы, господствующие в группе сверстников (прототипе мира взрослых), а не на ценности, разделяемые в семье, с которой у него ассоциируется мир детства и комплекс детской зависимости.

В переходный период происходит самое важное с точки зрения процесса социализации — формирование чувства взрослости и принятие, соответственно этому, на себя моделей взрослого поведения.

Советские психологи, начиная с Л.С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости — подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется эта возрастная тенденция в отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них взрослыми, которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными представителями общества в целом?

«Мы и взрослые» — постоянная тема подростковой и юношеской реф-лексии. Конечно, возрастное «Мы» существует и у ребенка. Но ребенок принимает различие двух миров — детского и взрослого — и то, что отношения между ними неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят где-то «посередине», и эта промежуточность положения определяет многие свойства их психологии, включая и самосознание.

Подростку уже 14 лет. Однако при этом он по-прежнему предполагает, что ему погладят брюки, приготовят и подадут еду, оплатят все расходы. Он хочет взять лучшее из обоих миров: детского и взрослого, и не брать на себя никаких обязательств. А не лучше ли самому научиться гладить брюки и добровольно вызваться помочь родителям в решении каких-то серьезных проблем, которые им приходится выполнять, но которые способны сделать и вы сами?

По мнению Кольберга, путь к социально-психологической зрелости на-чинается после 15 лет. Но начало и конец этого пути трудно привязать к возрастным этапам. Зрелость — это такой уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы, но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личности достаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт,

чувство собственного достоинства.

Именно в этом — в самостоятельности и независимости — он видит главные черты сформировавшейся личности. Исследования показали, что подростки получают чувство удовлетворения тогда, когда могут сами управлять своей жизнью, имеют возможность выбирать и нести ответственность за собственное поведение. Это именно то, что характерно для взрослости.

Проведя глобальный анализ молодежных ценностей, взглядов и характера поведения тысяч тинейджеров в возрасте от 15 до 18 лет в 26 странах мира, зарубежные исследователи пришли к неожиданным для многих, в том числе для самих себя, выводам. Оказалось, что для тинейджеров всего мира характерна зрелость нового типа, они не по годам умны и осведомлены. Им не чужды такие качества, как порядочность и гуманность (2).

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т.9: Возрасты человеческой жизни. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 1094 с.

 

1 Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1993. С. 296.

2 Тинейджеры заставят коммерсантов попотеть // Московская правда. 18 октября 1995.


АКСЕЛЕРАЦИЯ

 

Подростковый период отличается ярко выраженным динамизмом. У него быстро изменяется не только внутренний духовный мир, но и внешние физические свойства — рост, вес, пропорции тела. Процесс ускорения соматического и физиологического созревания детей и подростков, а также их умственного развития в науке принято называть акселерацией. Акселерация (от лат. acceleratio — ускорение) означает следующее: 1) в биологии развития — ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их питание после исчерпания запасов желтка); 2) в антропологии — ускорение полового созревания, увеличение роста и темпов его нарастания у детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Предполагают, что акселерация связана с цивилизацией и урбанизацией населения, изменением характера питания, чрезмерным потреблением белков и сахара. Если вдуматься, то акселерация моложе капитализма, научно-технического прогресса, хотя старше Октябрьской революции 1917 г. и компьютерных технологий. В экономически развитых странах она наблюдается лишь последние 100—150 лет. Один из самых молодых исторических процессов, акселерация ярче всего проявляется в самом молодом и активно развивающемся возрасте — подростковом. Хотя в меньших масштабах акселерация обнаруживается у всех социальных групп населения и относится к разнообразным анатомическим и физиологическим признакам.

В подростковом возрасте самые заметные изменения, по крайней мере на первый взгляд, происходят во внешнем облике, прежде всего сильно изменяются размеры тела: к 1 сентября родители покупают своему увальню костюмчик на вырост, а к Новому году из пиджака уже руки по локоть видны.

Статистика показывает, что дети в настоящее время вырастают более высокими, чем их предки. Научные данные свидетельствуют о том, что процесс роста людей ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста, растут быстрее, вырастают выше и прекращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3—2,5 см выше ростом, чем ее мать. На рубеже XIX-XX вв. девочки прекращали расти к 18—19 годам, а сегодня — к 16. За последние сто лет рост взрослого мужчины увеличился на 6—9 см. В

1880 г. мужчины достигали своего окончательного роста только в возрасте 23—25 лет. В настоящее время они достигают его уже к 18 годам . Скорее всего, это происходи! благодаря лучшему питанию, медицинскому обслуживанию, физическим упражнениям, отдыху и возможности восстанавливать свои силы.

Когда подросток в пятнадцать лет обгоняет ростом маму с папой, мы говорим об акселерации. Мамы начинают огорчаться: сын-подросток стыдится появляться вместе со мной. Я родила и выкормила его, посвятила ему всю свою жизнь. А теперь вдруг он стал стесняться, когда друзья видят его вместе со мной.

Рост детей при рождении в среднем больше на 0,5—1 см, а масса (вес) — на 100-300 г, чем 100 лет назад. У детей 5-7 лет в период с 1880 по 1950 г. длина тела каждые 10 лет увеличивалась в среднем на 1,5 см, а масса — на 0,5 кг. У детей школьного возраста длина тела возросла за это же время на 10—15 см. Сроки полового созревания за 75—100 лет сместились в сторону более ранних в среднем на 1—2 года.

Согласно последним антропометрическим исследованиям, рост среднего европейца за последние 150 лет увеличился на 20 см. А это верный показатель улучшения качества жизни, в который включаются десятки составляющих, таких как общее благосостояние, качество питания, жилищные условия, уровень загрязнения окружающей среды, болезни, стрессы. Рост населения в высоту, как считают некоторые ученые, отражает эти показатели точнее, чем валовой национальный продукт или доход на душу населения. Акселерация — ускорение соматического и физиологического созревания детей и подростков, а также их умственного развития — приходит в противоречие с устоявшимися, традиционными социальными условиями воспитания и нормами поведения, а это источник конфликтов и аффективных форм поведения .

Понятно, что чем лучше условия жизни, тем выше люди. Судя по последним замерам, лучше всего жить в Голландии, где средний рост населения составляет сегодня 179 см. Норвежцы, шведы и датчане отстали на 1 см. Американцы и англичане дотягивают в среднем лишь до 175 см. Самые низкорослые в Европе — португальцы: в среднем 168,5 см .

Кроме того, просматривается прямая зависимость роста от состояния здоровья. Замечено, что уровень смертности у женщин ростом до 149 см в группе 40—44-летних вдвое выше, чем у женщин ростом от 165 см. Та же

закономерность у мужчин в возрасте от 55 до 59 лет с ростом, соответственно, до 150 см и выше 185 см. Чем выше человек, тем меньше у него шансов умереть от сердечно-сосудистых заболеваний.

Средний рост россиян сегодня — 168 см, и отмечается тенденция к дальнейшему измельчанию. Для того чтобы рост россиян увеличился, необходимо, как говорит статистика, чтобы детская смертность лет на 10 стабилизировалась на отметке 3—5 случаев на 1000 родов. Пока в России эта отметка колеблется в районе 17.

Установлено, что 150 лет назад люди в среднем были на 20 см ниже, чем сейчас. Во второй половине XVIII в. 14-летние дети нижних сословий были почти на голову ниже дворянских отпрысков. В самые неблагополучные века разница в росте людей из разных слоев общества достигала 18-20 см — и все в основном из-за недостатка белковой пищи. По той же причине пигмеи и сейчас не вырастают больше 1,5 м, их уровень жизни не дает возможности обеспечить сбалансированное питание. До недавнего времени низким ростом отличались японцы, но скоро они, похоже, догонят европейцев. Причина опять-таки в потреблении мяса — в 2002 г. японцы впервые в своей истории съели мяса больше, чем риса.

Таким образом, на исторической шкале времени можно наблюдать несколько прогрессивных процессов:

♦ улучшение условий жизни по мере приближения к нашим дням;

♦ увеличение среднего роста мужчин и женщин с каждой следующей исторической эпохой;

♦ зависимость физического роста человека от социального положения, сословия, класса;

♦ прямо пропорциональная зависимость среднего роста жителей от уровня экономического развития страны.

Социальное и духовное развитие людей с каждой следующей эпохой особенно заметно на детях, которые опережают в развитии своих родителей, когда те были в их возрасте. Социологи установили, что на акселерацию влияют множество факторов, связанных с ситуацией в обществе и семье. Так, в группе детей от 5 до 11 лет огромное влияние на рост оказывает наличие работы у отца. У безработных отцов дети примерно на 4 см ниже. Но, как выяснилось, рост детей зависит не только от питания, доходов родителей и состояния окружающей среды. Не менее важно, любят детей в этой семье

или нет. Бывали случаи, что дети, испытывающие издевательства со стороны родителей, переставали расти и набирать вес. А помещенные после этого в дом ребенка, снова пускались в рост, причем быстрее других детей. И наоборот, когда сироту даже из самого лучшего приюта передают любящим приемным родителям, ребенок начинает усиленно расти .

Одним из самых первых и наиболее заметных телесных изменений в юности является резкое ускорение роста, которое начинается в раннем подростковом возрасте. Увеличение роста сопровождается прибавкой в весе и изменениями пропорций тела. Увеличение роста населения, кроме изменения размеров одежды, величины дверей в домах или высоты школьных парт, может повлечь за собой и другие последствия, в частности, изменение габаритов европейских автомобилей.

В современных индустриальных обществах наблюдаются два противоречивых процесса — ускорение психофизического развития детей и замедление их нравственного развития. Первый процесс получил название акселерации, а второй — взросления. Таким образом, если первый сегодня ускоряется, то второй несколько запаздывает. Обнаружилось, что изменение роста происходит по-разному у мальчиков и девочек. Девочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет. В детстве девочки обычно бывают меньше ростом и весят меньше, чем мальчики одного с ними возраста.

Однако они раньше начинают созревать и поэтому уже с 10 лет обгоняют мальчиков по весу, а с 12 лет — по росту. Такое соотношение роста и веса девочек и мальчиков сохраняется примерно до 14 лет. В то время как девочки достигают 98% своего окончательного роста к 16 годам, мальчики вырастают до 98% своего окончательного роста лишь к 18.

Конечно, это средние показатели. Разные люди, в силу своих индивидуальных особенностей, могут несколько отклоняться от них.

На рост человека влияет множество факторов, в том числе наследственность, раса и национальность, питание, полученная инвалидность. Замечено, что представители белой расы в среднем выше ростом, чем представители черной и желтой. Датчане выше, чем русские или венгры. Как правило, чем выше родители, тем выше их дети.

Дети, которые в годы активного роста хорошо питаются, вырастают выше тех, кто не имел полноценного питания. В 1990-е гг. физические

качества призывников в Российскую армию ухудшились по сравнению с набором в советскую. Они стали хуже питаться, у них слабее здоровье, ниже рост, больше всевозможных болезней.

Исследования показали, что подростки из богатых и зажиточных семей в целом выше ростом и крупнее, чем из бедных. Причем так обстоит дело во всех странах мира. Причина кроется в качестве питания, а не в более высоком доходе. Семья может жить весьма небедно, но о питании детей совсем не заботиться: дети едят не вовремя, всухомятку, потребляют много всевозможных концентратов из универсама и т.д. Так что большие деньги не всегда приводят к качественному питанию. Вспомните старую русскую деревню. Жили совсем не в роскоши, а какой крепкий народ был!

На рост ребенка могут повлиять война и экономическая депрессия. Они ведут к массовому голоду и ухудшают питание. В последние годы Второй мировой войны и в течение нескольких лет после ее окончания очень многие дети отставали в росте. То же самое наблюдалось в России после Гражданской войны. На росте могут сказаться полученные в детстве травмы, особенно серьезные, например позвоночника. Горбуны — жертвы таких травм. Окончательный рост взрослого человека зависит также от возраста, в котором началось его половое созревание. Мальчики и девочки, у которых половое созревание началось рано, став взрослыми, как правило, оказываются ниже ростом, чем те, кто начал созревать позднее.

Подростки конца 1990-х взрослеют быстрее своих сверстников конца 1980-х гг. Если ранее молодые люди выбирали свой жизненный путь к 17— 18 годам, то у нынешних 14—15-летних, особенно в мегаполисе, уже сформировано представление о своем будущем. Они понимают, что в первую очередь должны рассчитывать на собственные силы, а не на родителей. Для них характерна устойчивость к никотину, алкоголю и наркотикам. В то же время подростки сейчас более тревожны, чаще подвержены страху оказаться несостоятельными в любви, учебе или на рабочем месте.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т.9: Возрасты человеческой жизни. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 1094с